Планирование сада

На этом форуме поговорим обо всех аспектах обустройства сада, начиная от его планирования и до создания самых интересных ландшафтных эффектов. Ведущая форума - Елена Елисеева (Dido) из Москвы.
kaisa

Планирование сада

Сообщение kaisa » 16 апр 2013, 07:55

Татьяна, добрый день!
Я - начинающий садовод-розовод. У меня великолепный участок с большим домом на самом берегу реги, которому всего два года (буду встречать в этом году свою вторую весну).
В прошлом сезоне стихийно разбила несколько цветников, посадила некоторые кустарники. К осени поняла, что нужно составлять план озеленения, многое из посаженного стало напоминать ярмарку...
А нынешней зимой занималась планированием будущего сада, рисовала план на миллиметровке (не без помощи форумчан Вебсада). Все функциональные зоны на участке уже сложились однозначно, так что первоочередными задачами стали такие: создать основу сада из кустов и деревьев, определиться с конфигурацией и мощением дорожек, парковки и зон отдыха...
Вчера пошла в магазин и с большим удовольствием приобрела Вашу книгу о дизайне, чтобы найти ответы на стоящие передо мной вопросы...
Так что, я рада, что первое знакомство с Вами состоялось, да и еще в такой нужный момент!
Если не возражаете, то я размещу фото своего участка и составленный план - может быть, подскажете еще что? Тем более, уже после майских я хотела начать работы по мощению...
Ольга

Татьяна Шиканян
Ведущий

Re: Планирование сада

Сообщение Татьяна Шиканян » 16 апр 2013, 08:06

Я тоже рада знакомству, размещайте фото и план! А какую книгу вы купили, у меня их несколько?

kaisa

Планирование сада: мой сад и мой проект

Сообщение kaisa » 16 апр 2013, 08:58

Я купила книгу Татьяна Шиконян "Ландшафтный дизайн" Своими руками - от ПРОЕКТА до ВОПЛОЩЕНИЯ. Еще не успела посмотреть.
Вот что у меня есть:
Участок небольшой, около 10,5 соток - узковат для большого дома (125 кв м по первому этажу)) , да еще поляна перед домом на берегу реки - так и хочется ее оставить поляной...
Ниже - первая схема лишь с существующими объектами в масштабе:
P1020795.JPG
Это - самая первая схема

Дальше - фотографии участка и дома:
Это - зимнее фото - проход между домом и сараем к "поляне":
P1020805.jpg
Если пройти дальше - выйдем на поляну, что на берегу

Здесь - "коридор", который мне так хочется "перекрыть" и от ветров, и от взгляда:
P1020983.JPG
Это вид от беседки на поляне на въездные ворота и будущую парковку

Вид на дом от въездных ворот (единственное окно из гостиной, где мы часто собираемся - вид из него должен быть парадным):
P1030002.JPG
Вот такой вид открывается входящему на участок

А это - моя гордость - берег реки Мологи, вид с крыльца дома:
P1030004.JPG
За этот вид можно и ехать сюда за 130 км от дома

Ну и для пущего впечатления - мои миксбордеры у дома (посадка лета 2011 года):
P1030003.jpg
Девичий виноград увивает веранду, спирея, пара туй и еще кое-что...

Теперь ряд планов.
Так я разделила свой участок на зоны, которые уже сложились:
P1020823.JPG
Здесь обозначены основные зоны

А здесь я нанесла стикерами уже сложившиеся пути перемещения. Синим цветом - основные (предполагаемые к мощению), розовым - второстепенные (пока хотела оставить как есть, то есть "типа газон":
DSC_0175.JPG
Нанесенные пути перемещения по участку

Тут я наклеила зеленые стикеры в местах будущего озеленения кустами и деревьями, а розовым - цветники (розарии):
DSC_0183.JPG
Наметки на будущее озеленение для разделения зон

И, наконец, по совету форумчан Вебсада, изобразила отдельные кустарники и деревья, а также показала замощенные дорожки и парковку:
P1020857.JPG
Почти разработанный план: версия 1

1 - Ива белая плакучая ( в 1,5м от забора и парковки)
2 - Клен Гиннала или акация белая (также в 1,5м от забора и парковки)
3 - Сосна обыкновенная или черная (в 1,5м от забора), в 1,5м от нее по дуге окружности под №8 - три бузины черной или калины буль-де-неж)
4 - Сосна обыкновенная или черная (в 1,5 м от стены дома)
5 - Лещина обыкновенная 6 шт.: (4 шт. вдоль парковки - в 1,5м от забора и друг от друга в ряду; 3 шт.- вдоль забора в 1,5м от забора и 1,75м друг от друга)
6 - Сперея серая 5 шт.: (крайние кусты в ряду спирей в 1,5м от лещины, 1,2 м между кустами в ряду)
7 - Можжевельник обыкновенный/ель сербская (в 1,5м от ближайших лещин и ряда спирей)
9 - Дерен Сибирика зеленолистный 6 шт. (в 1м от забора, 1,5м между кустами в ряду)
10- Бузина желтолистная 3 шт. (в 1м от забора, 1,5м между кустами, высаженными треугольником)
11- Спирея японская зеленолистная 8 шт. (по извилистой линии (в шахматном порядке) на расстоянии 1м и 0,7м от ряда деренов)
12 - Чубушник 3 шт. (на расстоянии 1,8м друг от друга)
13 - Кизильник блестящий 8 шт. (крайний куст в 1,5м от чубушника, 1м между кустами в ряду)
14 - Дерен белый перстролистный (в 1,5м от линии посадки кизильников, между 2-м и 3-им кустами)
15 - Пузыреплодники краснолистные 3 шт. ( на расстоянии 2м друг от друга, посаженные треугольником)
16 - Черноплодная рябина и ирга - всего 2 куста (на расстоянии 2м друг от друга)
16,17,18,19,20 - сирени... (1,5м от штакетника и 2м между кустами)
Ц1 и Ц2 - цветники метровой ширины (для удобства ухода)
П1 и П2 - плетистые розы у арки (от парковки в сад и к дому нужно будет пройти через арку (сделаю красивую из дерева)...
Заранее хочу объяснить указания "метров" - это для более точного определения посадочных ям - садовод из меня еще тот!
Ну как-то так...
Татьяна, буду рада любому совету: ведь все это еще не реализовано и ничего, кроме роз для двух розариев и арки не заказано - все деревья, кустарники и прочую зелень можно пересмотреть и заменить! С большим удовольствием окунусь в продолжение работы над планом...
Ольга

Luda

Re: Планирование сада: мой сад и мой проект

Сообщение Luda » 16 апр 2013, 17:50

Ольга, я видела Ваш сад на вебсаде, и, пока Татьяны нет, рискну немного покритиковать :)
1. Дорожка около сарая мне не нравится. Я бы сделала перед сараем площадку - чтобы можно было поставить тачку, лопаты, горшочки... Тогда дорожка бы плавно подходила к площадке, и не было бы буквы "зю"
2. Если цветники 1 и 2 для роз (да даже и не для роз) 1 метр ширины - это очень мало. Смотрятся они непропорционально участку.
3. Изгиб дорожки внизу после арки около дома ничем не оправдан. Я скруглила бы дорожку, либо поставила в этом месте еще одну арку.
А чем собираетесь мостить дорожки?

kaisa

Re: Планирование сада: мой сад и мой проект

Сообщение kaisa » 16 апр 2013, 21:54

Luda писал(а):Ольга, я видела Ваш сад на вебсаде, и, пока Татьяны нет, рискну немного покритиковать :)
1. Дорожка около сарая мне не нравится. Я бы сделала перед сараем площадку - чтобы можно было поставить тачку, лопаты, горшочки... Тогда дорожка бы плавно подходила к площадке, и не было бы буквы "зю"
2. Если цветники 1 и 2 для роз (да даже и не для роз) 1 метр ширины - это очень мало. Смотрятся они непропорционально участку.
3. Изгиб дорожки внизу после арки около дома ничем не оправдан. Я скруглила бы дорожку, либо поставила в этом месте еще одну арку.

Luda!
1. Соглашусь про "зю" около сарая - я отвлеклась от проекта на какое-то время (просто глаз на тот момент "замылился"), а теперь и мне она не нравится. Тогда я хотела посадить кусты там, где их огибает дорожка из соображений загородить ими сарай от поляны, но его ведь можно и виноградом увить, или еще чем...
2. Про ширину цветников 1 и 2 - наверное, тоже могу ошибаться: у меня по плану посадить в один ряд Остинки (а 1 метр - вроде бы, как раз размах куста)? Если предположить, что по полметра с каждой стороны хорошо бы оставить для подсадки многолетников или просто культурно взрыхлить - то ширина, наверное, должна быть около 2 метров?
3. Согласна, что и с дорожкой можно что-то поправить, но, признаться честно, какой именно изгиб Вы имеете в виду - не поняла. Если "первый" после арки - так с его помощью дорожка огибает цветник и далее ведет вокруг дома... Если тот, благодаря которому дорожка "прижимается" ближе к имеющемуся цветнику у дома, так это для того, чтобы оставить побольше места для возможной композиции кустарников и многолетников у забора (чтобы не сильно в линеечку было)...и подальше от забора - солнечное место не только утром. Это - моя логика этих двух изгибов. Вероятно, не поняла Вас и потому не поняла про вторую арку (а я бы и не против, по поводу арок у меня просто идея фикс ;) ! Буду признательна, если подскажете "на пальцах"!

Чем мостить пока не знаю: хотела камнем типа плитняка 4-5 мм, но, видимо, дороговато будет по работе (если не ошибаюсь, то за счет стоимости бетона на который его укладывают чтоб не треснул). Хотелось бы рассмотреть вариант 4-5 мм тротуарной плитки под брусчатку или камень (ее при моих песках на ПГС и тонкий слой песчано-цементной смеси можно класть).
И еще склоняюсь к тому, что зону отдыха (где разборный павильнон-беседка) установлен, все-таки тоже надо замостить...а значит, наверное, и дорожку к ней и тут же кострово-мангальная зона на берегу... В общем, не мало по объему и деньгам получается... Но сделать это я все равно решила в этом сезоне!
И еще нравятся подпорные стенки (ну хотя бы низенькие, чисто символические на 30 см) - например, у зоны отдыха и у "глухого" забора...
В общем, фантазий много...
Ольга

Татьяна Шиканян
Ведущий

Re: Планирование сада kaisa

Сообщение Татьяна Шиканян » 17 апр 2013, 08:32

Luda писал(а):Ольга, я видела Ваш сад на вебсаде, и, пока Татьяны нет, рискну немного покритиковать :)

Критикую:
1. Присоединяюсь с замечаниям Люды
2. Главное, что меня смущает - то, что не предусмотрена декорация ворот и парковки. Невысокие узкие розарии проблему совершенно не решают. Вообще входная зона носит транзитный характер - приехал, из машины вышел и все. Зачем здесь розарии? Их бы поближе к местам отдыха. Можно, конечно, если вам так нравятся арки, а они действительно украшают участок, поставить над дорожкой еще 2 таким образом, чтобы перекрыть вид на ворота и парковку.

Татьяна Шиканян
Ведущий

Re: Планирование сада kaisa - о мощении и зоне парковки

Сообщение Татьяна Шиканян » 17 апр 2013, 08:46

kaisa писал(а):
Luda писал(а):Ольга, я видела Ваш сад на вебсаде. А чем собираетесь мостить дорожки?

Luda!
1. Соглашусь про "зю" около сарая - я отвлеклась от проекта на какое-то время (просто глаз на тот момент "замылился"), а теперь и мне она не нравится. Тогда я хотела посадить кусты там, где их огибает дорожка из соображений загородить ими сарай от поляны, но его ведь можно и виноградом увить, или еще чем...
2. Про ширину цветников 1 и 2 - наверное, тоже могу ошибаться: у меня по плану посадить в один ряд Остинки (а 1 метр - вроде бы, как раз размах куста)? Если предположить, что по полметра с каждой стороны хорошо бы оставить для подсадки многолетников или просто культурно взрыхлить - то ширина, наверное, должна быть около 2 метров?
3. Согласна, что и с дорожкой можно что-то поправить, но, признаться честно, какой именно изгиб Вы имеете в виду - не поняла. Если "первый" после арки - так с его помощью дорожка огибает цветник и далее ведет вокруг дома... Если тот, благодаря которому дорожка "прижимается" ближе к имеющемуся цветнику у дома, так это для того, чтобы оставить побольше места для возможной композиции кустарников и многолетников у забора (чтобы не сильно в линеечку было)...и подальше от забора - солнечное место не только утром. Это - моя логика этих двух изгибов. Вероятно, не поняла Вас и потому не поняла про вторую арку (а я бы и не против, по поводу арок у меня просто идея фикс ;) ! Буду признательна, если подскажете "на пальцах"!

Чем мостить пока не знаю: хотела камнем типа плитняка 4-5 мм, но, видимо, дороговато будет по работе (если не ошибаюсь, то за счет стоимости бетона на который его укладывают чтоб не треснул). Хотелось бы рассмотреть вариант 4-5 мм тротуарной плитки под брусчатку или камень (ее при моих песках на ПГС и тонкий слой песчано-цементной смеси можно класть).
И еще склоняюсь к тому, что зону отдыха (где разборный павильнон-беседка) установлен, все-таки тоже надо замостить...а значит, наверное, и дорожку к ней и тут же кострово-мангальная зона на берегу... В общем, не мало по объему и деньгам получается... Но сделать это я все равно решила в этом сезоне!
И еще нравятся подпорные стенки (ну хотя бы низенькие, чисто символические на 30 см) - например, у зоны отдыха и у "глухого" забора...
В общем, фантазий много...

Посылаю вам для вдохновения пример декорации парковки в подмосковном саду Сивонкиных. Хорошо и то, что машина скрыта от солнца, не перегревается.
По поводу мощения. Покупала природный камень толщиной 7 см прошлым летом, его можно класть без бетона, причем цена примерно такая же как у плитки, как это не странно (моя дача в 10 км от МКАД по Волоколамскому шоссе).
Я бы посоветовала начать именно с декорации парковки. Присылайте варианты!
zz.JPG
z.JPG

Luda

Сообщение Luda » 17 апр 2013, 14:25

Ольга, что-то не нравятся мне остинки в один ряд. Это будет один сорт или несколько?
Алексей, конечно лучше подскажет по розам.
Я в розах не совсем новичок, но и далеко не ас :lol: В прошлом году как раз сажала около 12 остинок в шахматном порядке между домом и дорожкой , размер цветника длиной около 6м, в самой широкой части 1,2-1,3 м. По совету профи старалась остинки сажать на расстоянии не более 70 см друг от друга, и даже ближе - так вроде бы рекомендует САМ ОСТИН. В этот же цветник я уместила шалфеи, котовники, злаки и морковники, не считая луковичных на весну :lol: :lol: :lol: Посмотрю, что получится в этом году.

Ольга, при планировании обычно выделяют общую посадочную зону. А так мне показалось, что между цветниками и дорожками планируется газон, тогда сразу возникает вопрос - какой ширины этот газон, и удобно ли будет его косить? И еще масса других вопросов.
Татьяна показала множество красивых пергол, есть из чего выбрать! И, если они Вам нравятся, может продумать анфиладу? Как то так, извините за каракули
ольга.JPG

kaisa

Re: Планирование сада kaisa - о мощении и зоне парковки

Сообщение kaisa » 17 апр 2013, 14:30

Татьяна, спасибо за фото: парковка действительно и красива, и функциональна. Но в моем случае закрытая парковка мне не подходит.
Поясню:
1. Для размещения двух немаленьких машин парковка занимает площадь 6,5 х 8,5 м = почти 60 квадратов на моем небольшом участке, да еще перекрытая - это слишком много...
2. Справа при въезде место для складирования навоза, земли и прочего (некуда больше разместить) - и по этой причине парковка не должна мешать подъезду машины с землей или с тачками
3. Для всяких бытовых и технических нужд хочу оставить возможность проезда к дому и "на поляну": если в настоящий момент мы можем свободно перемещаться вокруг дома на машине (что, конечно же, не дело), то в качестве "на всякий ПОЖАРНЫЙ случай" хочу оставить место для такого подъезда - на последней схеме голубым стикером отмечен маршрут от ворот влево до парковки, мимо огорода, далее между сосной и сараем (как сейчас). А потому не планирую по этой зоне мешающих проезду посадок, только газон (как сейчас).

Поэтому, я остановилась на том, что у меня будет открытая немаленькая парковка, возможность проезда вдоль огорода оставлю, и мне нужно отделить парковку, ворота и огород от остального участка (чтобы не просматривалось все это, с любой точки, если обойти дом).
Эту задачу я планировала решить посадкой кустарников К5 (лещины), установкой арки с розами, а ближе к огороду - три чубушника и ряд кизильников. А уж розарии Ц1 и Ц2 - это на фоне кустов... и просматриваться они, по моему замыслу, должны из окна столовой-кухни, от беседки, при входе на участок через арку и просто при прогулке вокруг дома.
Как Вы считаете, это неудачный вариант отделения (декорирования) парковки, ворот и огорода? Ведь перенести ни один из объектов я не смогу (просто некуда) - ни парковку, ни единственное возможное место для проезда, ни кучу с навозом/землей, ни канализационный колодец...
Ольга

kaisa

Сообщение kaisa » 17 апр 2013, 14:40

Люда, спасибо огромное за прочвленное внимание!
Насколько я поняла, черным Вы показали места предполагаемых арок или пергол? А почему бы и нет?
Про ширину газона я тоже согласна - не хватает опыта сразу спланировать "зону посадок" - я бы сначала метр шириной выкопала, посадила бы розы, а уж потом докапывала бы, досаживала и т.д. :D
Про площадку перед сараем тоже принято... Убираем "зю"!
Пошла читать, что такое "анфилада" и искать множество красивых пергол, которые показала Татьяна! :P Если не найду - подскажите, пожалуйста!
Ольга

Вернуться в «Дизайн сада»