Китайские сады

Здесь вы можете создать собственные темы, рассказав о своем путешествии, или присоединиться к уже существующим темам.

Китайские сады

Сообщение Татьяна Шиканян » 01 янв 2014, 22:58

Всех с Новым годом! Решила начать этот год с рассказа о китайских садах. Надеюсь, всем будет интересно хотя бы виртуально побывать в этих садах. Для начала немного истории.

Все на свете придумали китайцы. Известны четыре их великих изобретения (компас, бумага, порох и книгопечатание) и множество других не менее замечательных – китайцы научили нас носить шелк, пить чай из фарфоровых чашек, пользоваться зонтиками и веерами и пр. Они и открыли само это растение чайный куст, впервые упомянув о нем 4 700 лет тому назад. С
Сады этой страны не похожи ни на какие другие.
Все китайские сады можно разделить на две части: сады императорские и сады частные, характерные для юга Китая. Ими славится Суджоу, где до сих пор сохранились сады эстетов и философов, создавших небольшие по размерам идеальные миры.
z12.jpg
z11.jpg
z10.jpg

Именно о них и будет разговор. Авторами их были отставные высокопоставленные чиновники, которые, уйдя на заслуженный отдых, полностью посвящали себя искусству, в том числе садовому, и общению с интеллектуальными друзьями. В древнем Китае люди такого ранга были высоко образованы, чтобы получить должность, им нужно было успешно сдать многочисленные экзамены, в том числе уметь играть на музыкальных инструментах, делать успехи в каллиграфии и живописи, хорошо писать стихи.
Из тех садов сохранилось около 50, многие из них внесены ЮНЕСКО в реестр мирового культурного наследия.
Суджоу расположен на юге Китая, в 100 км к западу от Шанхая, в дельте реки Янцзы, на каналах, общая длина которых составляет около 35 км, этот город на воде называют китайской или восточной Венецией. Это один из немногих городов на земле, просуществовавших на одном месте более 2500 тысяч лет, вплоть до XIX века этот богатый город-сад процветал и имел гораздо больший политический и экономический вес, чем Шанхай.
z3.JPG
z2.JPG
z1.JPG

Эти сады создавались для жизни, отдыха, размышлений, интеллектуальных бесед, прогулок, музицирования, чтения, занятий живописью. Создание садов превратилось к тому времени в повальное увлечение элиты китайского общества. Сегодня мы можем посетить сады, насчитывающие не более 3-5 веков, китайская садовая история насчитывает более трех тысячелетий, но сады устроены по канонам, уходящим вглубь веков и полностью соответствуют устойчивой иконографии китайского сада.
z4.JPG
z5.JPG
z6.JPG

Это Сад скромного (в другом переводе неспособного) чиновника, Сад львиной рощи, Сад хозяина сетей, Сад медленнотекущего времени в Сучжоу, Сад Отдохновения в Уси, Сад Радости в Шанхае и несколько замечательных садов в Янчжоу.
Устроение сада предполагало образованность и было делом свободного обдумывания, вкуса, воображения и мастерства – полноценным искусством.
z7.JPG
z8.JPG
z9.jpg

Когда европейцы открыли для себя китайские сады, они были потрясены их фантастической красотой, эти сады невероятны и ни на что не похожи. В рукотворном пейзаже мастер стремился воспроизвести природу в наиболее гармоничном ее проявлении. Во многом под влиянием садов китайских в Англии XVIII века зародился пейзажный стиль садового искусства.
Продолжение следует...
Аватара пользователя
Татьяна Шиканян
Ведущий
 
Сообщения: 1548
Зарегистрирован: 21 мар 2013, 09:47

Re: Китайские сады 2 серия

Сообщение Татьяна Шиканян » 01 янв 2014, 23:24

Для европейского садовода главное в саду – растения, неважно, стриженые (для сада регулярного) или вольно растущие (для сада пейзажного), китайцы создавали идеализированную природу с горами, озерами, деревьями, объединяя ее с пространством для жизни человека.
В китайском саду непременно присутствуют все элементы природы – камни, вода, растения. Сад создавался для жизни, в нем много построек, площадь под ними могла занимать 20-30 % площади сада. В павильонах и беседках отдыхали или работали, по крытым галереям прогуливались в любую погоду, любуясь открывающимися видами, по мостикам переходили через пруды и каналы, с террас любовались видами.

Причудливой формы камни – первое, что приковывает к себе внимание человека, начинающего знакомство с китайской садовой культурой. Обилие камней – характерная черта южных садов, предмет коллекционирования и гордости их владельцев, они предпочитали использовать камни с видимым налетом времени – с испещренной прожилками поверхностью и множеством отверстий разнообразных форм.
z1.jpg
z2.jpg
z4.JPG
z3.jpg
z5.JPG
Аватара пользователя
Татьяна Шиканян
Ведущий
 
Сообщения: 1548
Зарегистрирован: 21 мар 2013, 09:47

Re: Китайские сады 3 серия

Сообщение Татьяна Шиканян » 01 янв 2014, 23:30

Особенно ценились камни со дна озера Тайху, тайхуши, фантастической формы с источенной волнами поверхностью и множеством отверстий внутри. Это известняк из озерной глубины демонстрировал, что мягкая слабая вода с годами способна сделать с «неподвластным» ей камнем. Воды озера обрабатывали природный материал камня, создавая внутри пустоты причудливых форм, что повышало его эстетическую ценность. Китайских садоустроителей интересовал камень не сам по себе, а пустота внутри него, «пойманное» пространство.
Очертания некоторых тайхуши обнаруживают явное сходство с иероглифами.
Камнями не только любовались. Им поклонялись, чтили как своих учителей.
z6.JPG
z7.JPG
z8.JPG
z9.JPG
z10.JPG

продолжение завтра...
Аватара пользователя
Татьяна Шиканян
Ведущий
 
Сообщения: 1548
Зарегистрирован: 21 мар 2013, 09:47

Re: Китайские сады

Сообщение natabalerina » 02 янв 2014, 07:50

Татьяна! (+) С Новым годом!
Какой царский подарок для всех нас - любителей путешествий по садам! Каким воображением обладали люди, пониманием окружающего мира и умения найти своё место в нём. Недавно смотрела " Скальный сад принцессы Вильгельмины " Испытала такое же потрясение. Интересно, что в такие сады " приходишь" каждый раз, как впервые, делая для себя новые открытия...
Спасибо! (+)
Аватара пользователя
natabalerina
 
Сообщения: 2008
Зарегистрирован: 21 мар 2013, 13:53
Откуда: г.Майкоп

Re: Китайские сады

Сообщение Татьяна Шиканян » 02 янв 2014, 13:09

natabalerina писал(а):Татьяна! (+) С Новым годом!
Какой царский подарок для всех нас - любителей путешествий по садам! Каким воображением обладали люди, пониманием окружающего мира и умения найти своё место в нём. Недавно смотрела " Скальный сад принцессы Вильгельмины " Испытала такое же потрясение. Интересно, что в такие сады " приходишь" каждый раз, как впервые, делая для себя новые открытия...
Спасибо! (+)

Если не сложно, киньте ссылочку, что-то задала в яндексе, но ничего подходящего не нашла. А пока продолжаем про камни и горы в китайском саду.

Среди камней фантастичной формы особенно ценились те, что напоминали своей формой волшебных животных, например, дракона или феникса.
Форма камней была результатом игры природы, их называли божественными, но не считалось предосудительным улучшить «работу Неба» с помощью долота и зубила или закоптить дымом отверстия в камне.
Камень трогали, гладили, по нему стучали специальными палочками, он обладал собственным звучанием. В этом смысле садовые камни воплощали в себе важный эстетический принцип живописи, считалось, что она должна «звучать», т.е. рождать звуковые ассоциации у зрителя.
Сочетания камней между собой, с архитектурными постройками и общим видом сада тщательно продумывались. Известно множество типов камней и специально подобранных сочетаний, различали дырчатые, ноздреватые, морщинистые, пористые и продолговатые, «наполовину вросшие в землю», «убегающие», «стремящиеся навстречу друг другу»…
Разнообразными были способы расстановки камней. Выдающийся камень мог солировать в качестве абстрактной скульптуры, камни стояли группой на фоне стены, сочетались с растениями или зданиями, служить скамьями, экранами, столами, из них складывали каменные «горы», камни обрамляли берег садового водоема или располагались в его центре – они ВСЕГДА были главным украшением сада.
По представлениям китайцев, камень являл собой мужское начало ян, а вода – женское начало инь, дополняя друг друга, они составляли единое целое.
Часто камень уподобляли облаку. Китайские пейзажисты изображали облака как горные ландшафты-миражи, а вершины гор – как низкие облака. Этой же идеей руководствовались и при создании садов, сад воспринимался как проекция пейзажного свитка на созданную человеком среду.

Китайский садовод, мечтавший украсть «секрет Небес», стремился придать естественному течению жизни обратный ход. Камни устанавливали так, что их верх был шире и массивнее нижней части, создавая впечатление, что они «растут наоборот». «Опрокинутость» камня позволяла мастеру выйти за грань обычных форм и явлений, водное зеркало представало вместилищем небес, одним словом, сад – это перевернутый мир, обитель Подлинного Господина вещей.
Камни могли приобретать ключевое значение в саду, отодвигая растительность на второй план, таковы замощенные, лишенные растительности дворики в южных садах.

Сооружение искусственных гор было «особой наукой и хитроумным искусством», да и дорогостоящей вещью, они возводились около водоемов и складывались из отдельных камней. Высота «искусственных гор» достигала трех и более метров, они изобиловали пещерами и гротами. В Китае гора традиционно понималась не как твердь, а как полость, гора, содержащая внутри себя пространство, - типичный сюжет китайского искусства. Камнями любовались, к ним прикасались, их слушали и даже... проходили сквозь них.
Более всего ценились три свойства камня:
«проницаемость», позволявшую ощутить его массивную толщу;
«худобу», производившую впечатление изящества, легкости, парения;
«открытость», заключающуюся в красоте пустот и отверстий, делавших камень проницаемым для окружающего пространства, каменным подобием раскрытого сердца.
Если кто-то хочет более глубоко погрузиться в китайский сад, советую почитать книгу Владимира Малявина "Сумерки Дао".
z11.JPG
z12.JPG
z13.JPG
z14.JPG
z15.JPG
Аватара пользователя
Татьяна Шиканян
Ведущий
 
Сообщения: 1548
Зарегистрирован: 21 мар 2013, 09:47

Re: Китайские сады. Еще немного уникальных камней

Сообщение Татьяна Шиканян » 02 янв 2014, 13:16

111.JPG
222.JPG
333.JPG
444.jpg
555.jpg
Аватара пользователя
Татьяна Шиканян
Ведущий
 
Сообщения: 1548
Зарегистрирован: 21 мар 2013, 09:47

Re: Китайские сады.Красота воды 1

Сообщение Татьяна Шиканян » 02 янв 2014, 13:48

В лучших садах Южного Китая вода занимала более половины территории. Мягкость воды (инь) уравновешивает твердость камней (ян), вода приносит жизненную энергию для сада и его посетителей, а также позволяет увидеть отражение постоянно меняющегося неба.
Вода – обязательная принадлежность китайского сада, она символизирует вечное движение, текучесть, непрерывный поток бытия, в который втекают отдельные струи времени. Второй образ, неразрывно связанный с водой, это зеркало мира, «воплощение покоя пустоты и неведомого двойника всех образов, хранимого игрой отражения».
z6.jpg
z8.jpg
z10.jpg

Вода должна была быть представлена в саду в двух видах: статичной (водная гладь прудов) и динамичной (водопады и ручьи). Стоячая вода накапливала животворную энергию ци и передавала ее зрителю, струящаяся же считалась мощнейшим проводником ци. Умелое сочетание того и другого корректировало энергетический баланс сада, влияя на приходящих туда людей.
Вода активно включалась в композиционное решение сада. Павильоны и беседки возводились с таким расчетом, чтобы их отражение в воде являло собой целостную композицию. Считалось, что вода благодаря своим эстетическим свойствам открыта небесному пространству и ведет некий диалог с небесами. Небо, отражаясь в водной глади, обретало двойника и включалось в игру превращений.
666.JPG
555.JPG
444.JPG
333.JPG
222.JPG
111.JPG

Водоемы имели и чисто практическое назначение: из них брали воду для хозяйственных нужд и полива, в критической ситуации и для защиты от пожара, их использовали для прогулок на лодках, они были источником свежей рыбы для еды, в них разводили декоративных рыбок. Созерцание рыбок поднялось до уровня отдельного искусства, полезного для развития чувствительности, часто это были красные и черные рыбки, своим цветом символизировавшие полярность начал инь и ян, разведение их считалось сложным и почтенным искусством.
Вода это не только источник жизни для рыб и водных растений, она увеличивает влажность воздуха, очищает его и приносит прохладу в сад.
z1.JPG
z2.JPG
z3.JPG
z4.JPG
z5.JPG
z7.jpg
z9.jpg
Аватара пользователя
Татьяна Шиканян
Ведущий
 
Сообщения: 1548
Зарегистрирован: 21 мар 2013, 09:47

Re: Китайские сады. Еще про воду

Сообщение Татьяна Шиканян » 02 янв 2014, 14:01

Жилые дома в Китае старались
zzz4.JPG
располагать рядом с водоемом. Сложная конфигурация изломанных линий мостиков через водоемы эстетически была подчинена все тем же требованиям направления циркуляции энергетики ци, исходящей от воды.
Извилистость водного потока не случайна, поскольку «вода, бегущая по прямой линии или сворачивающая на своем пути под острым углом, абсолютно неприемлема. Извилистые течения – лучшие предзнаменования благоприятных веяний».
zz5.JPG
zz3.JPG
zz2.JPG

Когда найден баланс противоположностей, и твердость камня компенсируется мягкостью воды, сад наполняется энергией, восстанавливающей силы и здоровье. В садах Китая высоко ценилась вода, полная жизни, населенная естественной растительностью, окрашенная водорослями в зеленоватый цвет.
Вэнь Чжэньхэн рекомендовал делать в саду пруд побольше, обложить его «узорчатыми» камнями, окружить галереями, выкрашенными красным лаком, на берегу пруда посадить иву, но не высаживать много лотосов, потому что их листья могут полностью закрыть воду. Сильно изрезанные берега небольших водоемов зрительно увеличивали пространство сада. Вдоль берегов пруда или искусственного ручья строили галереи, чтобы наблюдать движение рыб и любоваться водной гладью. Иногда в саду устраивались водопады, подчеркивая перепад высот.
Вода – постоянная спутница человека. Террасы и павильоны вырастают прямо из пруда и смотрятся в свое отражение, дорожка вьется над самой водой, через потоки перекинуты ажурные мостики, даже крыши павильонов строили с таким расчетом, чтобы дождевая вода низвергалась с них на камни, как настоящий водопад.
zzz4.JPG
zz1.JPG

Стихию вод вводили в размеренное пространство сада с помощью архитектурных элементов, но это не мешало воде отражать небеса и свободно общаться с ними. Некоторые эстеты считали лучшей порой года осень, когда «в воздухе носится аромат орхидей, а вода словно сливается с небесами: вверху и внизу прозрачно и светло».
w5.jpg
w4.jpg
w3.jpg
w2.jpg
w1.jpg

Ждите продолжения!!!
Аватара пользователя
Татьяна Шиканян
Ведущий
 
Сообщения: 1548
Зарегистрирован: 21 мар 2013, 09:47

Re: Китайские сады

Сообщение natabalerina » 02 янв 2014, 21:00

Ждём продолжения! (+)
Ссылку отправила Вам на почту.
Аватара пользователя
natabalerina
 
Сообщения: 2008
Зарегистрирован: 21 мар 2013, 13:53
Откуда: г.Майкоп

Re: Китайские сады

Сообщение Татьяна Шиканян » 03 янв 2014, 17:14

natabalerina писал(а):Ждём продолжения! (+)
Ссылку отправила Вам на почту.


Мне очень понравился сад Вильгельмины, он находится в Германии, но китайское влияние явно чувствуется. Вот скопировала для вас несколько фото.
s0572215[1].jpg
s0572215[1].jpg (16.77 КБ) Просмотров: 3973
s1644591[1].jpg
s1644591[1].jpg (14.65 КБ) Просмотров: 3973

s1895619[1].jpg
s1895619[1].jpg (15.88 КБ) Просмотров: 3973

s2053865[1].jpg
s2053865[1].jpg (14.31 КБ) Просмотров: 3973

Стало ужасно жаль, что только я могу им полюбоваться. А как же все остальные?! Посоветовалась с aдмином, обрисовала ситуацию, она разрешила дать ссылку на сад Вильгельмины на другом форуме -
http://www.gardengallereya.ru/forum/12-363-1. Наслаждайтесь!!!
Аватара пользователя
Татьяна Шиканян
Ведущий
 
Сообщения: 1548
Зарегистрирован: 21 мар 2013, 09:47

След.

Вернуться в Фоторепортажи из садов мира

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Яндекс.Метрика