ЦВЕТЫ В РУССКОМ ИНТЕРЬЕРЕ

0intГосударственный исторический музей обратил внимание на русский интерьер XIX – начала XX веков и показал интереснейшую коллекцию работ видных русских художников-графиков, по которым можно представить бытовую среду давно ушедшей эпохи. Меня же особенно привлекли цветы в интерьерах императорских дворцов, городских и сельских усадеб, столичных особняков.

Начнём с Дубового кабинета Петра I и Коронной комнаты Большого дворца в Петергофе. Потому что это самый, пожалуй, почтенный по возрасту интерьер и потому, что в нём не видно ни одного живого растения. Зато в декоре этих помещений обилие «растительности». Великолепные резные композиции исполнены по рисункам французского скульптора Н. Пино в 1718 — 1720 гг.

3int  Е.Е.Баумгартен. Вид из Дубового кабинета императора Петра I в Коронную комнату в Большом дворце в Петергофе. 1912 г.

Разглядывая интерьер кабинета Сергея Семёновича Уварова, министра просвещения 1834 — 1849 гг., мы также не обнаружим ни одного растения, даже нарисованного.

17int            А.Н.Ракович. Кабинет графа С.С.Уварова в здании Министерства народного просвещения в Санкт-Петербурге. 1847 г.

А ведь Уваров не только просвещал массы. Он вывел знаменитую триаду «Православие. Самодержавие. Народность», воплощавшую русскую монархическую доктрину, блестяще знал классическую древность, вёл раскопки в Помпеях на участке земли, подаренной ему неаполитанским королём. В имении Уваровка (Гжатский уезд) он создал ботанический сад, под стеклянной крышей другого своего имения Поречье устроил зимний сад, а в парке высадил множество диковинных для тамошних мест растений, которые привозил отовсюду. В честь С.С.Уварова Александр Бунге назвал один из видов растений семейства Вербеновые (Verbenaceae) — уваровией (Uwarowia Bunge). Зато внучка министра Екатерина Алексеевна Уварова «реабилитирует» деда, показав множество цветов в кабинете-гостиной пореченского дворца.

12intЕ.А.Уварова. Кабинет-гостиная в усадьбе графов Уваровых Поречье. 1890 г.

Далее гордо проследуем по длинному фронту великокняжеских гостиных переполненных уникальными произведениями искусства и дорогими предметами. Повторить это маловероятно и незачем, а вот поучиться там есть чему, есть на чём шлифовать свой художественный вкус. Цветов множество и самых разных — живые в кадках и вазонах, срезанные в вазах, садовые и оранжерейные. Впечатляет полная гармонии композиция, которую видим на акварели В. П. Трофимова «Белая гостиная с портретом императора Николая II», не случайно её репродукция вынесена на обложку каталога выставки.

19intВ.П.Трофимов. Белая гостиная с портретом императора Николая II. Начало 1900-х.

Правда, вся эта благодать для современного зрителя вступает в диссонанс с трагической судьбой императора. Но о том, что случится позже, не подозревали ни автор акварели, ни автор портрета, ни сам портретируемый.
С великими князьями, работали именитые художники, вроде того же В. П. Трофимова или А. П. Барышникова.

16int  В.П.Трофимов. Кабинет великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Начало 1900-х.

4int  А.П.Барышников. Красная гостиная с портретами императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны. 1902 г.

Стараниями И. И. Нивинского и П. Я. Овчинникова осталась запечатленной для потомков «собственная гостиная великой княгини Елизаветы Фёдоровны» и с левой стороны, и с правой, в 1902 и 1909 году.

18intИ.И.Нивинский. Собственная гостиная великой княгини Елизаветы Фёдоровны. 1909 г.

21intП.Я.Овчинников. Собственная гостиная великой княгини Елизаветы Фёдоровны. 1902 г.

С интересом рассмотрим комнатные растения, изображённые известными и неизвестными художниками в интерьерах знаменитых и неизвестных усадеб. Вот Г. Г. Гагарин с акварелью «Анфилада комнат с трельяжем на первом плане в неизвестном особняке» и неизвестный художник, изобразивший «гостиную в усадьбе Акинфовых (Крузенштернов) Завалино», как и другие авторы, представленных на выставке работ, подтверждают, что в России в 1830-1850-е годы для украшения интерьеров нередко использовали решётки из деревянных конструкций для вьющихся растений.

10int  Г.Г.Гагарин. Анфилада комнат с трельяжем на первом плане в неизвестном особняке.1830–1840-е гг.

14intНеизвестный художник. Гостиная в усадьбе Акинфовых (Крузенштернов) Завалино. 1840-1850-е гг.

Неизвестный художник в то же примерно время изобразил «Боскетную комнату в неизвестной усадьбе». Боскетные, если поверить, например, В. А. Соллогубу («Серёжа») или А. Ф. Писемскому («Самоуправцы») тогда были в моде. Обычно на стенах одной из комнат в богатом особняке изображали деревья, кустарники, парковые пейзажи или оклеивали стены обоями с подобной тематикой. Здесь же оконные проёмы оформлены вьющимися растениями, создающими впечатление сплошной зелёной стены-боскета.

9intНеизвестный художник. Боскетная комната в неизвестной усадьбе. 1840-е гг.

Роскошный банан почти до потолка высокой комнаты для занятий показан на акварели неизвестного художника.

15int  Неизвестный художник. Комната для занятий в неизвестном особняке. 1849 г.

Множество разных цветов украшало красную гостиную в доме княгини Л. Т. Голицыной (жена князя М. Ф. Голицына, попечителя и главного директора Голицынской больницы) в Москве.

13intНеизвестный художник. Красная гостиная в доме княгини Л. Т. Голицыной в Москве. 1860-е гг.

Совсем бледный вид имеют, задвинутые в угол остатки растительности в комнате Е. И. Нелидовой в Смольном монастыре в Санкт-Петербурге на акварели Якова Залесского.

11int Я.Залесский. Комната Е.И.Нелидовой в Смольном монастыре в Санкт-Петербурге. 1839 г.

einelidova  Портрет Е.И.Нелидовой в роли Сербины кисти Д.Г.Левицкого из цикла «Смолянок». 1773 г.

Работа выполнена сразу после смерти Екатерины Ивановны Нелидовой (1756—1839), воспитанницы Смольного института, камер-фрейлины, «платонической фаворитки Павла I, хранительницы сердца Павлова, смирительницы бурь, в нём зревших» (Николай Энгельгардт «Окровавленный трон»). Павел говорил, что его соединяла с Нелидовой «дружба священная и нежная, но невинная и чистая», а она заявляла, что «сам Бог предназначил её» охранять государя и руководить им для общего блага».
После размолвки в 1796 году Нелидова уединилась в Смольном, где и увяла, вслед за нею ушли и цветы.

Мне очень интересно было познакомиться с интерьерами начала XX века в усадьбе Гончаровых Полотняный Завод, что в Калужской области. Там предок Натальи Гончаровой почти триста лет назад стал владельцем полотняной и бумажной фабрик, поднял производство на мировой уровень, сколотил огромное состояние, построил каменный трёхэтажный дом, разбил парк. Его потомки оказались мельче, при них усадьба жила, но не процветала. Там дважды в 1830 и 1834 гг. бывал А. С. Пушкин. Восемь раз усадьбу посещала «Калитка» с читателями «Вестников». С 1907 г. туда ездил художник Александр Середин (1872—1934) для написания интерьеров. Он увлёкся не только видами, но и историей Полотняного Завода, написал не только серию пастелей, но и статьи. Две работы Середина были представлены на выставке.

1intА.В.Средин. Закрытая веранда с цветами в горшках в усадьбе Гончаровых Полотняный Завод. 1916 г.

2intА.В.Средин. Гостиная с портретной галереей в усадьбе Гончаровых Полотняный Завод. Средина 1910-х гг.

Самое большое внимание посетителей привлекала серия акварелей Василия Садовникова (1800 — 1879) из альбома «Дача княгини З. И. Юсуповой в Царском Селе». Как уверяет правнук княгини Феликс Юсупов, красавица Зинаида Ивановна пользовалась благосклонностью Николая I, который подарил ей царскосельский домик, но та благодарит и отказывается, ибо «привыкла жить у себя дома и вполне достаточна собственным имением». А через время «покупает землицы близ дворца и строит домик — в точности государев подарок». Роскошная дача была построена в 1856 — 1859 гг. придворным архитектором И. А. Монигетти в стиле необарокко. Время сурово обошлось с этой жемчужиной — художественные коллекции были переданы в Екатерининский дворец-музей, в самом здании размещались одна за другой различные безразличные к памятнику архитектуры учреждения. В настоящее время ведётся научная реставрация дачи княгини Юсуповой. Альбом В. С. Садовникова на сегодняшний день — единственный источник для воссоздания уничтоженных парадных интерьеров.
Давайте же рассмотрим некоторые из них.

5intВ.С.Садовников. Столовая в стиле ренессанс. 1872 г.

6intВ.С.Садовников. Большая гостиная в стиле Людовика XV. 1872 г.

7intВ.С.Садовников. Гостиная в стиле Людовика XVI. 1872 г.

8intВ.С.Садовников. Гостиная в стиле Людовика XV в ротонде. 1872 г.

20intВ.С.Садовников. Гостиная в китайском стиле. 1872 г.

Редакция ВС благодарит Государственный историчский музей за предоставленные фотографии художественных работ.

Александр РЕБРИК, главный редактор «Вестника садовода».