ЛАНДШАФТЫ СОБИРАЮТ И КВОРУМ, И ФОРУМ

0landforum«Какая хмурая столица в октябре!», написал Александр Блок в 1906 году. Через 21 год ему вторит Владимир Маяковский — «дул, как всегда, октябрь ветрами». Впрочем, поэму свою он назвал — «Хорошо»! В этой «гранитной пустыне» (Алексей Хомяков), «в этой  призрачной Пальмире, в этом мареве полярном» (Вячеслав Иванов), «в гиперборейском крае, где солнце тусклое, показываясь в мае, скрывается опять до лета в сентябре» (Николай Некрасов).

К описанию ландшафтов осеннего Петербурга можно привлечь ещё многих других замечательных поэтов, они добавят деталей, но не красок. Пышный, стройного вида город, где, по Пушкину, свод небес «зелёно-бледный», а острова покрыты «тёмно-зелёными садами», в эту пору полон «бледного обаянья» (по Тютчеву).

На виду угасающей питерской осени, ярким событием, финальным аккордом садового сезона 2017 года стал Международный ландшафтный форум «Зелёная стрела». Он прошёл 11-12 ноября, что по старому календарю, которым руководствовались поэты, — самый конец октября. Форум собрал едва не три сотни молодых и опытных, именитых и начинающих дизайнеров и архитекторов, производителей посадочного материала и других участников рынка ландшафтной индустрии из 45 городов России, гостей из десяти стран. Все они, по крайней мере, все выступавшие, отдали дань уважения чудесному городу на Неве и «Зелёной стреле», собравшей в нём столь замечательную публику и устроившую такое интересное мероприятие.

1landforum

Хочу сказать, что, безусловно, хороша и своевременна сама идея — собрать такую аудиторию сразу по завершению сезона, ещё разгорячённых работой (у кого-то из них ещё что-то не доделано, не укрыто, не прикопано на зиму), чтобы обозреть, подытожить пройденное, заглянуть вперёд, поделиться своим опытом и поучиться у других. Мне, отчасти причастному к явлению «Зелёной стрелы» на свет Божий и её нынешним полётам, приятно, что такое собрание состоялось.

Были, конечно, опасения. Не слишком ли громкое, непроизводственное слово «форум»? Не разрушает ли эта «римская деталь» наш замысел? Ведь, по Окуджаве, одно дело — работа, а форум это нечто иное, «сладкое». В итоге, слово осталось, но в качестве некоего компромисса было заявлено, что форум «пройдёт в формате конференции». Второе опасение — «соберётся ли кворум?» Сочтут ли уважаемые ландшафтники, что собрание им нужно, интересно и полезно? Пока форум не состоялся, в его успех можно было только верить. Поверили, прежде всего, те, кто знал и доверял «Зелёной стреле». За ними потянулись те, кто про «Стрелу» ещё и не ведал. Ни те, ни другие, слава Богу, не ошиблись. Довольны и организаторы — и кворум был, и форум состоялся. Больше того, идя навстречу пожеланиям трудящихся дизайнеров и питомниководов «сделать форум ежегодным и массовым», решено провести следующую встречу 16-17 ноября 2018 года в Сочи.

Программа конференции была предельно насыщенной, работа — напряжённой. Выступающих много, сказать спешат о многом, времени — в обрез. Коротко о самых заметных, на мой взгляд, выступлениях и самом интересном в речах. К сожалению, я не смог услышать всех ораторов, возможно, не всё, из произнесённого при мне, чётко расслышал и правильно понял. Пишу лишь о том, что точно и очевидно.

Ещё до открытия конференции, перебираю программы, планы, тезисы и прочие бумаги. Понравились суждения, изложенные в листовке питомника Bruns Pflanzen. В жизни современного человека, говорится там, сад занимает важное место. Там можно творить, побыть наедине с природой, отрешиться от суеты, встретиться с друзьями. Высказано предположение, что «когда-нибудь наше восхищение садами достигнет масштабов, известных нам из Англии». Знаю, что и Германия — великая садовая держава, но полагаю, что последняя фраза справедлива и для немецкого читателя. Для русского, тем более. Верно и то, что ландшафтные дизайнеры и питомниководы своей работой поддерживают и раздувают «это пламя восхищения садами».

Представитель питомника Игорь Вильгельм с трибуны форума убеждал нас в бурном развитии садового дела в мире — в Китае строят город-лес, в Швейцарии он видел вертикальное озеленение высотой в 50 метров. Пригласил к ним на шоу рододендронов весной 2018 года и подарил Д. Баранову сигнальный экземпляр «Большой книги древесных растений для ландшафтного дизайна» Г. Д. Варды на русском языке.
Как бы развивая эти мысли, Энтони Пол, представляющий британское садовое содружество, сказал: «Хорошо, что сады собирают людей». Ландшафтный дизайнер должен творить сам, управлять людьми и учить их, и сотрудников, и заказчиков. Для этого надо знать растения и дизайн, цвет и свет, текстуру и скульптуру, и многое другое. Никогда не переставайте учиться.

2landforum

«Мои сады сдержанны и просты, не требуют большого ухода. Я стараюсь работать с растениями и материалами, которые в данном саду будут выглядеть естественно». В саду люблю воду, камень, дерево, скульптуру. Те же камни, например, лучше использовать местные. Хороша галька, которая в итальянских садах в ходу уже тысячи лет. Хочу обратить ваше внимание на фламандский кирпич, который значительно лучше, чем плитка, которую, как я увидел, часто используете вы. Бассейны и пруды делаю так, чтобы они были на виду и, чтобы в них отражалось небо. Для заказчиков убедительный аргумент в пользу водных объектов по сравнению с газоном, например, то, что за ними легче ухаживать. Ассортимент растений у меня, как правило, небольшой, но те, которые использую, даю большими массивами. В саду хорошо работает простая геометрия, а вы часто накручиваете лишнее. Всегда стараюсь, чтобы интерьер дома и дизайн сада дополняли друг друга. Главная забота для меня — вписать сад в окружающий ландшафт. 

Известный французский «пейзажист», как он себя представляет, Филипп Ниёз с удовлетворением отметил, что в зале собралось огромное количество «замечательных людей, посвятивших себя пейзажу». Он подробно рассказал о своей работе над созданием садов — «обожаю показывать процесс создания сада, а не только конечный результат». Первый из них он создал на месте завода фаянса на востоке Франции. Это сад-напоминание: вот ручей, вот мост через него, это сад пионов, пергола с японскими глициниями, вот бельведер на той горе бракованного фаянса, что высилась тут прежде.

3landforum

«Идея моя в том, что всё должно выглядеть естественно. Ландшафтники всегда стремятся прихватить то, что им не принадлежит. Вот и я тоже, «присвоил» соседние склоны в розах». Второй — сад кактусов в Греции. Не часто нам приходится видеть кактусовые заросли и едва ли кому прежде доводилось вообще иметь дело с украшенным огромными колючками трёх-пятиметроворостным посадочным материалом. Далее Филипп показал сад в поместье заядлого охотника, где самым примечательным было место, куда охотники возвращаются с трофеями и впечатлениями. Сейчас Ниёз участвует в конкурсе работ «Между небом и морем» для Мон-Сен-Мишеля — города-скалы в Нормандии. Проект сада Михаила Архангела, который должен цвести круглый год, только что сдан и мы первые, кому он о нём рассказал.

Большой интерес вызвал у меня и у зала доклад Андрея Коровянского о научной реставрации памятников ландшафтной архитектуры на примере ВДНХ.

Впечатляет перечень имён выдающихся архитекторов и учёных, которые участвовали в создании ландшафтов на главной выставке страны. Что уж говорить о сотнях созданных ими цветников. Видно также, какую большую работу провели и ведут Коровянский и его соратники по восстановлению садово-парковых объектов ВДНХ. Убедительной показалась аргументация в пользу того, что восстановление осуществляется с установкой на ситуацию, сложившуюся в 1954-1958 гг, когда выставка была в лучшем своём виде. Лишь одно противоречие уловил я в рассказе Андрея. «Смотрите, — говорил он, — везде на снимках только «цветники сталинские», но не было газонов». Он, якобы, выяснил, что причиной тому было отсутствие газонокосилок. А комментируя открытие выставки 19 августа 1939 г. он же указал: «Смотрите, только пальмы и газоны». Значит, газоны были. Я уверен, что и отсутствие газонокосилок проблема надуманная. Тогда в стране ещё были миллионы косарей, которые простой литовкой скосили бы газон лучше всякой техники.

4landforum

Поучительным было выступление Елены Евдокимовой, которая велела прежде, чем сад творить, «смотреть природу, климат, розу ветров», а затем создавать профессиональную систему защиты сада от вредителей и болезней — грамотно подобрать растения, посадочный и семенной материал, прежде всего, применять биологические методы и лишь в крайних случаях — химические. Сад желательно раз в неделю осматривать на предмет вредителей и болезней, упор делать на профилактику, вести запись проведённых работ, контролировать их качество. Непременно анализировать ситуацию за сезон (когда, что было, чем обрабатывали, какие результаты получили), тогда легче планировать работы на следующий год. Все эти вопросы подробнейшим образом изложены в подготовленном Евдокимовой практическом руководстве «Защита садовых растений». Изучайте!

Оригинальными суждениями запомнилась речь Алексея Скибина, не случайно, видимо, его компания называется «СпецПаркДизайн» — «мы занимаемся модернистским дизайном», «любим тёплые материалы», «мономассивы — это стандарт озеленения, вместо газона, но мы идём дальше». Алексей подробнее остановился на последних проектах, которые в теневых садах предполагают воссоздание природной флоры с черникой, подбелом, голубикой, мхами. Похвально и их стремление «восстановить побольше элементов былого». Мне близко и понятно мнение о том, что такой злак как рожь не только родит зерно и служит сидератом, но имеет также замечательные декоративные качества.

Живо, вдохновенно, убедительно рассказала о садах на крыше Оксана Хлебородова. За полчаса она посвятила слушателей в тайны гидроизоляции, секреты расчётов нагрузок и всяческих согласований. Теперь мы знаем, как закрыться от ветра, как «закрыть чужое некрасивое и открыть красивые виды», как приготовить субстрат, какие выбрать контейнеры, что посадить и как его обиходить. Одним словом, краткий, но полный курс. Прослушав человека, досконально знающего дело и умеющего говорить, за крышу смело возьмётся каждый. Не случайно Оксана заключила свою речь лозунгом: «Делайте и не бойтесь!»

Денис Баташёв поведал о своём сотрудничестве с самим Джоном Бруксом. «Приглашение «звезды» даёт много креатива, но усложняет работу». Мы сотрудничаем с Бруксом уже 5 лет. Так случилось, что мой заказчик заказал проект у Брукса, а мы с «Зелёной стрелой» вскоре после того приехали к Джону в сад. Познакомились, обсудили, договорились. Когда он приехал к нам, то сказал, что «всё мы делаем не так», внёс правки, объяснил, что к чему, привлёк наше внимание к деталям. Мы быстро всё схватываем и всему научаемся. Работать с таким мастером — большая школа. Думаю подготовить лекцию на эту тему. Вот для ориентировки расценки Брукса: эскизный проект — 3-5 тыс. фунтов стерлингов, один день присутствия на участке стоит 1200 ф.с. + билеты, гостиница, питание.

С удовольствием слушал размышления Ирины Андриановой о японских садах средней полосы, бойкие призывы Евгения Свинарёва приехать к нему в «Ниваки» посмотреть, вдохновиться и приняться, наконец, за выращивание формированных растений — ниваки, топиарных форм. Вдохновенно говорила Татьяна Звёздочкина о пути проекта от идеи, этюдного наброска к воплощению, о своём проекте «Красный октябрь».

5landforum

С некоторой грустью Татьяна сказала, что «после первого контакта хозяина с только что созданным садом, автор уходит на второй план». Утешает, что сад будет жить дальше, «может даже дольше, чем мы с вами». Запомнились также слова — «если кто-то будет разделять мои взгляды, мне будет очень радостно». Действительно, человеку крайне важно, чтобы его понимали, ещё дороже ему те, кто разделяет его взгляды...

Впечатлила меня и проникновенная речь Татьяны Смирновой, посвящённая многолетникам. Начала она, правда, некорректным заявлением, что «цветоводства в Советском Союзе не существовало». Даже если это констатация факта, звучит она как приговор прошлому. Мало ли чего у кого, когда либо, не было. У моего покойного тестя в Торжке в 1933 году стояла в доме бочка чёрной икры, но не было ни крошки хлеба и соли.

Когда же Татьяна перешла к анализу ситуации на цветочном рынке, то её можно цитировать бесконечно, столько она высказывает знания дела, верных, тонких наблюдений, удачных формулировок. Говорит, например, что «в Европе выращивают корешки, а наши люди покупают вершки», т. е. обращают внимание не на главное — корни, а на стебли и листву. Констатирует, что спрос на очитки плавно идёт вниз, на хосты упал, на тысячелистник тихо идёт вверх, спрос на эхинацею — растёт быстро. Лет пять назад у нас был горец, но не было на него спроса. Спрос на злаки растёт, но молиния тростниковая, например, в Европе используется широко, а у нас пока на неё нет спроса. Осоки тоже не в ходу, хотя о. пальмолистная, о. Морроу или о. Грея всем хороши — красивы весь сезон, дешевы, технологичны. Многие уходят от газонов, мы им предлагаем рулонные почвопокровные, например, микс из 10-15 седумов. Одним словом, тот, кто не явится в питомник «Лесково» с повинной, будет неправ.

Маргарит Ахмечет представила «Каталог древесных растений», выпущенный АППМ, в работе над которым участвовало 79 питомников. Сама Маргарита — инициатор и организатор издания, обещает через год-два выпустить второе издание, потому что тираж первого уже почти разошёлся.

Завершилось заседание «круглым столом», где обсуждались вопросы взаимодействия питомников и ландшафтников. Отмечалось, что такая встреча и такой разговор проводятся впервые. Бойко говорили питомниководы. «Агро» «гордится качеством своей продукции», и тем, что использует стандарты, разработанные АППМ, и тем, что два года поставляет посадочный материал для «Зарядья». Максим Кузьменко из «Палисада» обратился с вопросами: «Кто из вас ландшафтный дизайнер и не спит?», «Кто из вас вовремя исполняет заказы?». Выявил, что положительно отвели на последний вопрос 10-15% опрошенных. Завершил Максим свою остроумную речь тоже вопросом: «Как заставить вас приехать к нам в питомник и потрогать наш рулонный газон, хвою?» Из дальнейших вопросов-ответов можно было понять, что приглашают к себе в гости также иркутские питомники, что есть питомники «культурные», которые общаются с дизайнерами от момента знакомства до получения заказа. А ещё, что нужно выращивать чернику, бруснику, голубику, мхи, потому что это востребовано, что чернику нужно выращивать видовую, что заказы питомникам лучше делать загодя, а не в последнюю минуту, что нужна обратная связь, что дизайнерам и питомниководам надо коммуницироваться.

Наконец, всё стихает, на сцену выходят устроители форума, все говорят друг другу благодарственные слова, снова звучит судовой колокол, который открывал первое заседание. Колокол, а не рында, как было объявлено. Потому что, рында не сам колокол, а его звон в полдень (восемь ударов, четыре склянки). Колокол отзвенел, «Зелёная стрела» продолжает полёт, народ разъезжается, чтобы творить, выдумывать, пробовать. Самые стойкие отправляются на обещанный эпохальный гала-ужин.
До новых встреч!

Александр РЕБРИК, главный редактор ВС.