ВОПЛОЩЕНИЕ МЕЧТЫ: сад Татьяны Воловик

0_IMG_1281Сад шаг за шагом: Татьяна ВОЛОВИК рассказывает, как рождался ее сад, какие растения в нем живут. А также – о ландшафтных хитростях, которые сделали сад воплощением ее мечты.

Фото автора и Евгения Тарасова.

 

 

 

Путешествуя по Германии и Австрии в начале 90-х годов, я влюбилась в их сады и парки. Как продуманно, гармонично созданы ручейки и горки, перголы и беседки, террасы и цветники. Как ухожены, как умело подобраны растения: ярко-красные сливы, голубые можжевельники и кедры, белые и жёлтые клёны и акации, серебристые декоративные груши, разноцветные туи. Я буквально пропиталась этой красотой.

Потом были ботанические и пейзажные сады Англии, Японии, Канады. Больше всего запомнился ботанический сад в Ванкувере. Я увидела там огромную магнолию с цветками насыщенного малиново-розового цвета, размером с человеческую голову, распускающиеся японские клёны и рододендроны с прыгающими по ним чёрными белками. Причудливость стволов клёнов, слегка покрытых мхом, разнообразные стриженые формы самшита и хвойных растений покорили мою душу. Ванкувер — город выходцев из Азии, потому, видимо, восточный стиль явно просматривался в саду: в фигурках, фонарях, камнях. Ежегодно посещая выставку в Челси, я поняла, что для создания красоты не нужны большие площади, надо лишь с умом подобрать растения.

Первый маленький (75 кв. м) садик я создала на участке родителей, поселив в нём 78 растений: декоративную красную сливу, шелковицу на штамбе, которая плодоносит и поныне, сосны, ели, туи, спиреи, барбарисы, рябину, лиственницу, можжевельники, клён ширасаванский, штамбовую берёзу ‘Юнги’, пузыреплодники разных оттенков листвы, бадан, декоративные злаки. Там же прудик и каменистая горка. В погоне за растениями и землёй я напоминала маньяка, накручивающего сотни километров.

Шёл 2002 год. Радость, охватившая меня от воплощения затеи, поселилась во мне и не захотела уходить. Я создала маленькое сказочное царство, поняла, что жизнь может быть праздником и на 75 метрах. Но всё же хотелось большего.

Однажды я увидела объявление о продаже дома недалеко от Москвы, а на следующее утро уже стояла на его пороге. Сердцем почувствовала — это моё! С тех пор там живу.

В саду было немало декоративных растений. А ещё плодовые, преимущественно устойчиво зимующие в нашей полосе, а также черешни с жёлтыми, розовыми и красными плодами. Что касается декоративных, постаралась оставить всё, и зелёную изгородь из туи Brabant (сегодня она уже пять метров высотой), и ели колючие голубые, и разные можжевельники.

1_IMG_13171

Со временем, наблюдая за садом, поняла, что с каждым годом густо посаженные яблони, сливы и вишни, взрослея, начинают всё больше затенять пространство. Вдоль участка проходит подземная теплоцентраль, создавая неожиданный весенний эффект: начиная с апреля, когда везде ещё снег, на этой полосе распускались первоцветы, летали шмели и бабочки. Понимая, что никакие деревья не вынесут таких температурных перепадов (ноги в тепле, голова в холоде) и в конце концов погибнут, вдоль теплотрассы решила устроить подпорную стенку. Таким образом, был сделан первый шаг к переходу от плоскости к рельефу.

2_house

Стенка получилась высокой, около полутора метров. На ней в самой выигрышной смотровой точке была учреждена беседка, позволяющая обозревать сад на 180 градусов. Одновременно был спланирован ручей с небольшим прудом, а в углублении стены устроен каскадный водопад. Привела в порядок буйно разросшийся плодовый сад, благодаря чему освободилось пространство для творчества.

3_IMG_7948

4_DSC05580_1

Поскольку полгода в нашем климате зима, решила сделать упор на вечнозелёные растения. Пальма первенства, естественно, тут принадлежит хвойным. И я занялась их поиском. Моё внимание привлекла ель колючая с необычными, устремлёнными вверх боковыми ветвями — Isely Fastigiata, с голубовато-оливковым цветом хвои. Просидев две недели у компьютера в новогодние праздники, я не только выяснила, откуда она родом, но и создала собственный каталог разноцветных хвойных и лиственных пород, поразивших меня красотой листвы. Я поняла, мой сад может не зависеть от сезонов, а быть всегда нарядным и не голым.

5_etar

Дальше были поездки по европейским питомникам и отбор всего самого красивого. Процесс оказался захватывающим. Столько нового мне удалось увидеть, познакомиться со знающими людьми, существенно расширив круг общения. Из питомника Лаппен, что на северо-западе Германии, где облюбовала лиственные и хвойные крупномеры, дорога повела меня к Брунсу и Лорбергу. В питомнике Йорга Когута глаза разбежались от многообразия карликовых хвойных форм. При этом Йорг познакомил меня с Александром Верещаком, своим русским другом и партнёром. А уже Саша привёл всех остальных, теперь уже моих друзей. Это благодаря ему в саду, помимо растений, выросли альпийские горки из камня породы Эверест, созданные Евгением Тарасовым и Алексеем Гавричковым.

На следующий год запланированы работы по геопластике.

6_IMG_1106

Друзей хочется видеть всех вместе, вот уже второй раз мы собираемся в моём саду после осенней цветочной выставки. Складывается, можно сказать, традиция. С удовольствием общаемся: немцы, чехи, россияне — эдакий клуб любителей растений. Йорг демонстрировал фото и видео из экспедиций по нашей стране, мы делились опытом друг с другом.

6a_friends

Есть видение художника и видение хозяина сада и хорошо, когда они совпадают. Касательно дизайна альпийских горок мне пришлось лишь определить их место и высоту, всё остальное было отдано на откуп знатокам своего дела. Горки получились естественными и гармонично вписались в ландшафт.

Создавая концепцию сада, за основу я приняла принцип английских садоводов: максимум естественности. Чтобы создать перспективу, располагала на дальнем плане дерево, на среднем — куст, на ближнем — траву. Учитывала движение солнца, расположение зданий, определила затенённые и одновременно влажные, а также солнечные и сухие участки, и с учётом этого подбирала растения.

Им комфортно живётся, несмотря на то, что некоторые из более тёплых климатических зон. Так кипарисовики, в частности тупой, хорошо себя чувствуют в безветренных местах, которые обходит стороной послеполуденное солнце. Сциадопитис мутовчатый, из тёплых и влажных мест Японии, пережил уже две зимы, как и североамериканская сосна жёсткая (Pinus rigida) с острыми, как иголки, шишками. Красавица ель Бревера (Picea breweriana) радует меня уже три года. Тюльпановое дерево (Liriodendron tulipifera) высотой более 5 метров с необычной формой листа вообще зимует без укрытия. Метасеквойя ‘Aurea — нет слов, как хороша. Клёны японские дланевидные красного и оранжевого цветов зимуют практически без укрытия, при этом некоторые из них высотой почти в 3 метра. Клён ширасаванский ‘Aurea, тот самый, что рос в мамином саду, сейчас перекочевал ко мне. Несколько экземпляров пихты Нордмана (Abies nordmanniana) Golden Spreader тоже чувствуют себя отлично. Наряду с экзотами растут и ольха с резной листвой, и рябины с плодами и листвой разного цвета, клёны, берёзы, боярышники, вязы, буки и многое другое. Конечно же, я люблю все свои растения, но особенно хвойные.

7_IMG_7911

8_IMG_8018 9_IMG_8040

Попадая ко мне в сад, не все верят, что находятся в ближнем Подмосковье, что за стеной дорога с интенсивным движением. Сад стал для меня источником вдохновения при создании дизайна внутренних интерьеров, верхней одежды и украшений, фотографий, стихов и прозы. Природа, её естественность, лаконичность формы и содержания стала для меня эталоном во всём. Сад — настоящий праздник жизни, уезжать в отпуск куда-либо просто не хочется потому, что отпуск — это состояние, в котором я нахожусь, не покидая его пределов, несмотря на загруженность в обычной жизни.

Дело в том, что я несколько лет путешествовала по странам Юго-Восточной Азии, в частности по Таиланду, Малайзии, Сингапуру, где буйствует природа, краски, тона. Культура этих стран, особенная архитектура домов и храмовых комплексов, приветливые люди, тёплое море и жаркое солнце — всё мне близко и любо.
Сидя дома долгими зимними вечерами и просматривая отснятый фотоматериал, поняла: «Раз Магомет не так часто, как хотелось бы, может подойти к горе, гора сама может подойти и поселиться у Магомета». Таким образом, душевный комфорт можно испытывать не только в отпуске, но и в подмосковной действительности на постоянной основе.

В моём саду появились кованые беседки в восточном стиле, мостики, ворота, мраморные и гранитные фигурки, фонари и пагоды.

10_etara

11_IMG_8233_1 12_etara

13_IMG_7882

Жаль, что места в саду не так много. На следующий год запланировала модернизацию крыши чайного домика, что выходит к китайским воротам, обновление крыльца дома, оформление въездных ворот. Есть ещё идея — избушка на курьих ножках в китайском стиле!

И хотя основные здания на участке выполнены в австро-немецком стиле фахверк, с применением декоративных изделий из дерева, это не мешает им соседствовать с азиатским пространством сада. Дисгармонии, как мне кажется, нет. Наоборот, эти стили дополняют друг друга. Что касается смешения стилей: видимо, разум просит европейской стабильности и порядка, а душа — мудрости Востока. Вот и слились стили, а мне комфортно в этом пространстве.

Захотелось создать в саду сказочную страну с горами, холмами, долинами, ущельями, равнинами, водопадами, чтобы, гуляя, глаз мог фиксировать постоянно новую картинку. Есть места для медитаций и уединения, эмоций и наблюдений. Другими словами, и сад необычен, и обычных растений в нём почти нет. Собрано огромное количество растений, особенно хвойных. Никогда не считала общее количество, думаю, их несколько тысяч. Здесь можно увидеть хвою всех цветов радуги: от белой, жёлтой, салатной, оранжевой до голубой, фисташковой, почти чёрной и даже бордово-красной, а также в белую полоску!

14_DSC05600

От прямой до кудрявой, от 5 мм до 12 см, зелёный верх, белый низ и наоборот. Удивила? Тогда приходите в гости!

Красоту сада в вечернее время усиливает подсветка. Картина меняется, красные кустарники светятся красным светом, жёлтые — жёлтым, белые — белым, светильники же везде одинаковые — белого света. Дело в том, что лист светопрозрачен, и, освещая растения снизу, направив свет вертикально или почти вертикально вверх, получаем эффект торшера. Хвойные растения, наоборот, удачно подсвечивать со стороны, поскольку хвоя несветопрозрачна, зато красива в отражённых лучах, играя блеском и давая глубину цвета.

На участке создано освещение двух типов: одно — от электрической сети с применением светодиодных ламп, второе — локальные светильники, работающие от солнечных батарей. Оба типа подсветки не боятся воды и мороза, к тому же очень экономичны. Стационарная подсветка выведена на пульт и включается группами, при этом возможна установка датчика времени и тогда всё будет работать самостоятельно. Локальная подсветка включается сама при наступлении темноты, правда, заряда аккумулятора хватает часов на шесть — как раз до середины ночи.

Нет предела совершенству, сад — не результат, это занимательный, творческий процесс. В саду ко мне приходит вдохновение. Мой сад — это я, моё олицетворение, моя душа!

15_IMG_1385

Татьяна ВОЛОВИК, фото автора и Евгения Тарасова.

См. также: 

Сад для всех на проспекте